суббота, 10 декабря 2016 г.

Семья и школа - партнеры в воспитании!

     6 декабря состоялось районное методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе у нас в школе.
          8 классных руководителей давали открытые классные часы по направлению "семья и школа - партнеры в воспитании". Я в том числе. В своем 8 Б классе я выбрала тему "Роль семьи и школы в профессиональном выборе подростка". Профориентационное направление мы выбрали с родителями учащихся на первом родительском собрании. Проблема в том, что учащиеся 9 классов, не определившись вовремя с выбором профессии и впоследствии с выбором предметов, по которым они будут сдавать ОГЭ, частенько сдают экзамены плохо. Это связано с тем, что выбор сделан непосредственно перед экзаменами, необдуманно, не учитывая свои индивидуальные особенности, предрасположенности к той или иной профессии. Поэтому мы решили заранее уберечь своих детей от подобных ошибок, чтобы учащиеся могли правильно определиться с выбором профессии, учебных заведений, куда они будут поступать и предметов, по которым они будут сдавать экзамены. Чтобы целенаправленно начали готовиться к ним.

           Классный час 
"Роль семьи и школы в профессиональном выборе подростка"

Цели мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения;
сформировать представление  о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями  личности.
Задачи:
1)      Вывести основные правила выбора профессии;
2)       стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3)       помочь в отношении профессионального самоопределения;
4)      расширить знания подростков о мире профессий.

Эпиграф:
  • «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
Ход мероприятия
Учитель: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
 Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
I этап: Способы выбора профессии:
Какие способы выбора профессии вам известны?
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение  свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья –  своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии
«ХОЧУ»
«МОГУ»
«НАДО»
Интерес – побуждение познавательного характера
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.
Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества
Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:
  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
  • К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
  • Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
  • В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Игра "Закончить предложения"
  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…
(Записали, зачитали).
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.
Задание группам:
Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
·        Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
·         Какие требования предъявляются к рабочему месту;
·         Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
·        Какие существуют  варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек
Человек-природа
Человек-техника
Человек знаковая система
Человек художественный образ
Парикмахер
Продавец
Врач
Учитель
Судебно-медицинский эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор торговли
Адвокат
Инспектор милиции
Психолог
Менеджер по продажам
Торговый представитель
Администратор
Агроном
Зоотехник
Ветеринар
Зооинженер
Егерь
Биолог- исследователь
Флорист
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
Инженер-механик
Инженер-электрик
Слесарь-ремонтник
Инженер-конструктор
Водолаз
Водитель
Радиотехник
Швея
Связист
Токарь

Программист
Чертежник-картограф
Математик
Редактор
издательства
Языковед
Финансист
Бухгалтер
Нотариус
Фотограф
Делопроизводитель
Маркетолог
Специалист по налогообложению
Аудитор
Плановик
Художник-декоратор
Художник-реставратор
Настройщик музыкальных инструментов
Артист
Искусствовед
Цветовод-декоратор
Дизайнер интерьера
Композитор
Бренд-менеджер
Специалист по рекламе
Имиджмейкер


Задание группам:
Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:
·        высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
·        быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.; 
·        восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
·        наблюдательность;
·        показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
·        разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
·        показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
·        скорость мыслительных действий;
·        способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
·        способность быстро и точно принимать решения;
·        инициативность;
·        хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
·        скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
·        точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
·        разборчивость речи;
·        устойчивость к стрессам;
·        уравновешенность;
·        показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
·        стремление к развитию в работе, к руководству;
·        опыт профессиональной деятельности.
Задание группам: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.
IVэтап: выступление команд по темам заданий.
Vэтап: Подведение итогов.

Учитель.
Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы,  учитывающие три основных фактора стратегии выбора  профессии:
«ХОЧУ»
·        Чем тебе интересно заниматься?
·        Представляешь ли, каким делом  ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
·        Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
·        Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
·        Знаешь ли ты, какие требования  предъявляет выбираемая тобой профессия?
·        Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
·        Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
·        Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Ø  Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
Ø  Необъективная оценка своих способностей.
Ø  Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
Ø  Ориентир на «престижную» профессию.
Ø  Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
Ø  Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

В заключение нашей встречи хочется дать еще несколько советов перед выбором профессии.
  1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
  2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
  3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.
1. Сегодня на занятии я узнал (а) _____________________________________.
2. Я научился (лась) ________________________________________________.
3.Мне пригодится в будущем  ________________________________________.
4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.

                Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать.  Ищите себя! Найдите себя!


А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.
«Тропинка» 
Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.




    



5 комментариев:

  1. Отличная разработка классного часа! В интернете много разработок на эту тему, но чего то все равно не хватает, а тут есть все что нужно, ничего не нужно искать и дополнять. Обязательно проведу классный час по вашей разработке!)

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана Ивановна6 января 2017 г. в 22:48

    Действительно, в 9 классе уже поздно определяться с предметами по выбору, т.к серъезно учащиеся, к сожалению, начинают готовиться к экзаменам только определившись с предметами, которые они будут сдавать. Поэтому совершенно правильно провести классный час по профориентации именно в 8 классе. Замечательный классный час и вы!)

    ОтветитьУдалить
  3. Актуальную тему для подростков Вы выбрали! Надеюсь ребята сделают правильный выбор в определении своей будущей профессии. Как это сейчас важно и нужно!

    ОтветитьУдалить