6 декабря состоялось районное методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе у нас в школе.
8 классных руководителей давали открытые классные часы по направлению "семья и школа - партнеры в воспитании". Я в том числе. В своем 8 Б классе я выбрала тему "Роль семьи и школы в профессиональном выборе подростка". Профориентационное направление мы выбрали с родителями учащихся на первом родительском собрании. Проблема в том, что учащиеся 9 классов, не определившись вовремя с выбором профессии и впоследствии с выбором предметов, по которым они будут сдавать ОГЭ, частенько сдают экзамены плохо. Это связано с тем, что выбор сделан непосредственно перед экзаменами, необдуманно, не учитывая свои индивидуальные особенности, предрасположенности к той или иной профессии. Поэтому мы решили заранее уберечь своих детей от подобных ошибок, чтобы учащиеся могли правильно определиться с выбором профессии, учебных заведений, куда они будут поступать и предметов, по которым они будут сдавать экзамены. Чтобы целенаправленно начали готовиться к ним.
Классный час
"Роль семьи и школы в профессиональном выборе подростка"
Цели мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к
поступлению в вузы и выбору профиля обучения;
сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в
соответствии с индивидуальными особенностями
личности.
Задачи:
1)
Вывести основные правила выбора профессии;
2)
стимулировать
размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3)
помочь в
отношении профессионального самоопределения;
4)
расширить знания подростков о мире профессий.
Эпиграф:
- «Если
вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас
отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
- «Когда
человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер
не будет попутным» Сенека
Ход мероприятия
Учитель: Профессиональная
деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало.
Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне.
Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо,
нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР
ПРОФЕССИИ - один из самых важных и
решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет
зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы
поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот
выбор.
Очень скоро вам предстоит совершить
один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор
профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет
за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для
принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000
профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу
людям и обществу?!
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им
приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во
французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на
тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил:
"Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"
Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей
жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный
собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на
заданный вопрос. Почему?
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же
деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития
науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей
работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый
испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами,
мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не
отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд
приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
I этап:
Способы
выбора профессии:
Какие
способы выбора профессии вам известны?
1способ
- метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных
сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет
приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость
труда.
Какие
минусы этого способа выбора? На это может уйти
половина человеческой жизни.
2 способ
– выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ
выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция
семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В
чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные
особенности человека.
А
есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного
выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3
способ – изучение себя, своих интересов, склонностей –
своих желаний. Изучение свойств нервной
системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо
ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной
профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и
зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования,
которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
- профессия
должна быть интересной,
- профессия
должна пользоваться спросом на рынке труда,
- профессия
должна соответствовать собственным возможностям.
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди
выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это
первое требование к профессии.
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно
учитывать при этом.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ»
|
«МОГУ»
|
«НАДО»
|
Интерес – побуждение познавательного
характера
Склонности - это желания человека,
побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не
только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.
|
Способности - это такие индивидуальные
качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества
|
Потребности
рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
|
Как
можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ?
Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание
каждого из вас.
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия —
это:
- деятельность,
направленная на пользу общества,
- деятельность,
требующая профессионального обучения,
- деятельность,
выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
- К
труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в
земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы
сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие
медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в
течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк,
шахтер)
- Само
слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада.
Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В
современном английском языке это слово буквально означает «руководство
людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки,
техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и
контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права,
психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от
современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
- «Живописать»
растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения.
Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого
декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат,
квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым
зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение
растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на
высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) –
размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые,
золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо
различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых
мест. (Цветовод)
- Люди
этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об
отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает,
что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если
длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
- В
настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В
отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию
совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту
профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов
экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные
качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и
хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность,
обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей
будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный
способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя
подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и
деньгами. (Продавец)
Игра "Закончить предложения"
- Люди
работают ради…
- Настоящий
труд – это…
- При
выборе профессии люди часто не учитывают…
- В любом
профессиональном труде самое важное…
- Счастье
– это…
(Записали, зачитали).
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши
высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих
потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное –
знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой
ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу,
а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих
счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно
встаёт перед любым человеком.
III
этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.
Задание
группам:
Из предложенного
перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте
профессиограмму (систему признаков, описывающих
ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований,
предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным
планом:
·
Какие требования предъявляются к должностным
обязанностям работника;
·
Какие требования предъявляются к рабочему
месту;
·
Опишите возможные пути дальнейшего
профессионального маршрута работника;
·
Какие существуют варианты
профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек
|
Человек-природа
|
Человек-техника
|
Человек знаковая система
|
Человек художественный образ
|
Парикмахер
Продавец
Врач
Учитель
Судебно-медицинский эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор торговли
Адвокат
Инспектор милиции
Психолог
Менеджер по продажам
Торговый представитель
Администратор
|
Агроном
Зоотехник
Ветеринар
Зооинженер
Егерь
Биолог- исследователь
Флорист
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
|
Инженер-механик
Инженер-электрик
Слесарь-ремонтник
Инженер-конструктор
Водолаз
Водитель
Радиотехник
Швея
Связист
Токарь
|
Программист
Чертежник-картограф
Математик
Редактор
издательства
Языковед
Финансист
Бухгалтер
Нотариус
Фотограф
Делопроизводитель
Маркетолог
Специалист по налогообложению
Аудитор
Плановик
|
Художник-декоратор
Художник-реставратор
Настройщик музыкальных инструментов
Артист
Искусствовед
Цветовод-декоратор
Дизайнер интерьера
Композитор
Бренд-менеджер
Специалист по рекламе
Имиджмейкер
|
Задание
группам:
Напишите характеристики
требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека,
используя такие характеристики психических
функций, как:
·
высокая чувствительность органов зрения, слуха,
вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
·
быстрота и точность опознания, сравнения,
различения, выделения, членения и т.д.;
·
восприятие формы, размеров, скорости, времени,
расстояния;
·
наблюдательность;
·
показатели внимания: объем, переключаемость,
устойчивость, концентрация;
·
разновидности памяти: оперативная,
долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная,
зрительная, слуховая;
·
показатели памяти: объем, быстрота, точность,
длительность сохранения информации;
·
скорость мыслительных действий;
·
способность мышления к анализу, синтезу,
абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию,
пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
·
способность быстро и точно принимать решения;
·
инициативность;
·
хорошая ориентировка в пространстве и
способность к оперированию пространственными представлениями;
·
скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
·
точность осуществления простых действий в
условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
·
разборчивость речи;
·
устойчивость к стрессам;
·
уравновешенность;
·
показатели характера: целеустремленность,
исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие,
энтузиазм, общительность, самокритичность;
·
стремление к развитию в работе, к руководству;
·
опыт профессиональной деятельности.
Задание группам:
перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в
ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.
IVэтап:
выступление команд по темам заданий.
Vэтап:
Подведение
итогов.
Учитель.
Запомните
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора
стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
·
Чем тебе интересно заниматься?
·
Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой
день?
·
Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
·
Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
·
Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
·
Соответствуют ли твои способности, физические
возможности
выбранной профессии?
«НАДО»
·
Насколько реально найти работу по
выбранной тобой профессии?
·
Знаешь ли ты, где можно получить
интересующую тебя специальность?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Ø
Неумение разобраться в своих личных качествах и
интересах.
Ø
Необъективная оценка своих способностей.
Ø
Незнание требований профессий, увлечение какой-либо
одной стороной профессии.
Ø
Ориентир на «престижную» профессию.
Ø
Выбор профессии «за компанию», под давлением
родственников.
Ø
Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
В заключение нашей встречи хочется дать еще несколько советов перед выбором
профессии.
- Необходимо
узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это
не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным
родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов
- это тоже медицинская помощь.
- Выбирая
профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена,
строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности.
Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
- Возьми
за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва
строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно.
Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов
получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх,
от станка и от прилавка.
VI этап:
Рефлексия.
Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного
предложения.
1. Сегодня на занятии я
узнал (а) _____________________________________.
2. Я научился (лась)
________________________________________________.
3.Мне пригодится в будущем ________________________________________.
4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии
________________________.
Чтобы правильно выбрать профессию, не
ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть
в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты,
способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься.
Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда
- то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.
«Тропинка»
Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Отличная разработка классного часа! В интернете много разработок на эту тему, но чего то все равно не хватает, а тут есть все что нужно, ничего не нужно искать и дополнять. Обязательно проведу классный час по вашей разработке!)
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень рада делиться с коллегами!
УдалитьДействительно, в 9 классе уже поздно определяться с предметами по выбору, т.к серъезно учащиеся, к сожалению, начинают готовиться к экзаменам только определившись с предметами, которые они будут сдавать. Поэтому совершенно правильно провести классный час по профориентации именно в 8 классе. Замечательный классный час и вы!)
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьАктуальную тему для подростков Вы выбрали! Надеюсь ребята сделают правильный выбор в определении своей будущей профессии. Как это сейчас важно и нужно!
ОтветитьУдалить